Слово пациентам

1

Развитие фармацевтической отрасли в строгом соответствии с международными и российскими стандартами надлежащей производственной практики (GMP), инспектирование производства, подготовка кадров и множество других вопросов обсуждалось в ходе состоявшейся в Ярославле I Всероссийской GMP-конференции. В ней участвовали представители более 70 отечественных и иностранных фармацевтических предприятий.

Одним из важных аспектов работы форума стала дискуссия «Организация диалога с врачебным и пациентским сообществом со стороны фармацевтических компаний. Приоритеты в развитии отрасли». Вопрос необходимости тесного взаимодействия фармацевтических производителей с пациентскими и медицинскими организациями в вопросах обеспечения качества лекарственных средств подняла директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Максимкина. Представители фармкомпаний говорили о развитии программ обеспечения качественными и доступными препаратами, необходимости дальнейшего совершенствования и развития системы фармаконадзора в Российской Федерации и других проблемах.

Говорит Ярославль

Председатель ЯОООИБРС «Гефест», член общественных Советов по защите прав пациентов при департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области и регионального Управления Росздравнадзора, врач-невролог, к.м.н. Игорь Степанов выступил на форуме как представитель пациентских организаций.

Он поднял наиболее насущные сегодня проблемы. Одна из них — невозможность для производителя создать точную копию сложного биологического лекарственного средства (биоаналога).

Другим актуальным вопросом является то, что врачи при назначении курса терапии опираются на данные доказательной медицины и стандарты. Однако ни те, ни другие не ориентированы на лечение конкретного больного. А это необходимо учитывать, поскольку каждый пациент имеет индивидуальную чувствительность к лекарственному средству, что в свою очередь может сказаться на эффективности и переносимости препаратов.

– Эффективная и безопасная терапия является общей целью для фармпроизводителя, врача и пациента, – отметил Игорь Степанов.  — Для этого промышленник выпускает лекарственное средство в соответствии со стандартами безопасности (GMP). Доктор, пользуясь рекомендациями и протоколами, назначает лечение согласно порядкам оказания медицинской помощи на основе стандартов. Задача больного – выполнять рекомендациями врача и придерживаться инструкции.

В докладе был проведен результат анализа причин неэффективности и плохой переносимости лекарственных средств. Среди них: неправильное назначение препарата врачом, неисполнение рекомендаций пациентом. А также индивидуальные особенности реагирования на препарат, что обусловлено как его свойствами, так и особенностями организма человека.

Ярославский врач-невролог представлял на форуме интересы пациентов.

 

Прямая речь

Врач-навролог, кандидат медицинских наук Игорь СТЕПАНОВ:

– Критический показатель качества – это физическое, химическое, биологическое или микробиологическое свойство или характеристика, которая для обеспечения необходимого качества продукции должна находиться в соответствующих пределах, соответствующем диапазоне или иметь соответствующее распределение.

 

Что делать

Для решения проблем были предложены следующие меры.

Сформировать единые регистры для учета и анализа эффективности и безопасности лекарственных средств. При этом предоставить возможность закупать биологические препараты по торговым наименованиям с учетом индивидуальной эффективности и безопасности для пациентов.

Создать критические показатели качества препаратов по биологическим воздействиям – эффективности и безопасности. И утвердить их в законодательном порядке.

Обеспечить открытость производителя, чтобы при возникновении вопросов пациентские и медицинские организации имели возможность обращаться с жалобами непосредственно на предприятие и получать от его представителей исчерпывающие ответы.

Проводить обязательный анализ причин нарушения качества, способов их выявления, а также мер, которые принимаются для предупреждения нарушений качества лекарственных средств. Это возможно осуществить путем создания переговорных площадок под эгидой правительства субъекта федерации или главы региона. В данной работе обязательно должен участвовать представитель пациентского сообщества.

А как у них

Опытом работы в Германии поделился генеральный директор «Квартана ГмбХ» Йохен Баумгартнер. Он рассказал, что в его стране регуляторами лекарственного обеспечения являются страховые компании. Их представители определяют, какие медикаменты они будут оплачивать пациентам, в том числе при амбулаторном лечении. Надо отметить, что страховой тариф в Германии намного превышает российский.

В ходе дискуссии было предложено признать перспективным распространение медицинского страхования на лекарственное обеспечение в России. При этом оно должно обеспечиваться на амбулаторном этапе и для всех граждан.

Также отмечалась важность взаимодействия фармпроизводителя с пациентскими организациями в совершенствовании сервисных услуг. Было предложено создавать «патронажные службы», обеспечивать препараты удобными средствами введения и другое.

Алена СВЯТИЦКАЯ.

Фото Сергея БЕЛЯКОВА и из архива

 

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии:

Комментарии закрыты.