Необычный первоклассник

проблемы со слухом

Диагностика психологической готовности к школе малыша  – проблема сложная, но разрешаемая. Особую актуальность она приобретает по отношению к детям с нарушенным слухом.

Давай поговорим, мама!

— Андрюша! — несколько раз окликнула 25-летняя мама своего годовалого малыша. Но возившийся с игрушками сын не реагировал. Только когда Лина коснулась его рукой, он поднял на нее глаза. «Заигрался?..» — с неясным беспокойством недоумевала она, не зная о том, что сын ее не слышит.

Когда Лина позже то и дело узнавала, что Андрюшины сверстники уже вовсю щебечут, в то время как ее малыш лишь бессвязно лепетал, тревога ее усиливалась. Врачи и знакомые успокаивали молодую маму: мол, разговорится, мальчики вообще начинают говорить позже. Ангелина с мужем все-таки решили показать сынишку специалистам. Результаты обследования были удручающими: малыш не слышал.  Несколько лет ушло на то, чтобы догнать по развитию сверстников после кохлеарной имплантации и вот в этом году 8-летний мальчик идет в первый класс обычной школы. Как помочь особенному ученику поскорее привыкнуть к новой для него обстановке?

От правильных выводов диагностики психологической готовности к школе ребенка зависит, как построение оптимальной программы обучения и воспитания детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

— Развитие системы ранней помощи детям с нарушением слуха, открытие дошкольных учреждений комбинированного типа привело к тому, что появилась новая категория дошкольников. Совместно со слышащими сверстниками обучение и воспитание при условии ежедневной коррекционно-развивающей работы позволяет некоторым из детей с ограничениями здоровья по слуху достичь близкого к норме уровня общего и речевого развития,  — говорит детский психолог Наталия Нефедова.

Основными показаниями к обучению ребенка с нарушением слуха в обычном классе массовой школы являются  уровень речевого и общего развития, приближенный к возрастной норме, коммуникабельность, психологическая готовность к обучению среди нормально развивающихся сверстников.

На заметку папам и мамам

У слабослышащих детей наблюдаются характерные ошибки в письменных работах. Это:

  • смешение сходных по звучанию и месту образования звуков,
  • отсутствие смягчений,
  • пропуски согласных при сложных стечениях,
  • пропуски безударных частей слова.

Определить  готовность к обучению таких детей в массовой школе можно по следующим критериям:  

  • свободное владение речью в устной и письменной формах (допустимы ограниченные аграмматизмы (нарушения речи);
  • внятная речь;
  • умение участвовать в диалоге, быть инициативными в общении и в речи;
  • хорошее понимание устной речи незнакомых людей вне привычной ситуации и без помощи родителей;
  • беглое чтение;
  • беглое письмо печатными буквами;
  • понимание небольших незнакомых текстов, предложенных в устной или письменной форме.

Несформированность даже одной из указанных составляющих разрушает всю систему, и ребенок не может быть рекомендован к обучению в одном классе со слышащими детьми. Ребенку с ограниченными возможностями здоровья нужен еще один дополнительный год дошкольного обучения. Он может идти в массовую школу не в семь лет, а на год позже. Однако при этом должна быть уверенность в том, что этот ребенок справится с программой массовой школы. Ведь иначе он будет обучаться в специальной школе, потеряв 1-2 года.

Счастье — когда тебя понимают

Какова же психологическая готовность к школе дошкольников с нарушением слуха? Ее интеллектуальную составляющую определяют критерии сформированности познавательных процессов: представления о форме, величине, цвете, пространственном расположении объектов. Для детей с нарушением слуха обязательно наличие навыка слухо-зрительного восприятия звучащей речи, чтение с губ. Важно, чтобы ребенок хорошо понимал обращенную речь учителя.

Будущий первоклассник должен уметь делать простые обобщения, а так же распознавать различия в сходных предметах и явлениях окружающего мира. Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления с помощью методики предметной классификации. Высокий уровень развития ребенка, его эрудированность позволяет детям с тяжелой глухотой и тугоухостью усваивать учебный материал наравне со слышащими детьми. Не слышащие дети, владеющие умением восстанавливать, определять значение слова по контексту, способны впоследствии отлично писать диктанты и изложения.

Следует помнить, что речь большинства детей с нарушенным слухом отличается рядом особенностей: это, прежде всего, количественная недостаточность словаря. Известно, что по объему словарного запаса такой ребенок обычно уступает своему слышащему ровеснику со средним уровнем развития. И это происходит за счет почти полного совпадения пассивного и активного словаря (в норме пассивный словарь превалирует над активным). Во-вторых, речь ребенка с нарушенным слухом отличается качественным своеобразием. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны нарушения звукобуквенного состава слов. Ребенок искаженно слышит слово, искаженно запоминает его и поэтому также искаженно произносит и пишет.

Советы психолога

При решении вопроса психологической готовности к обучению в массовой школе ребенка с нарушенным слухом необходимо учитывать:

  1. Раннюю готовность самого ребенка к обучению в школе и его желание.
  2. Возможность оказания специальной коррекционной помощи.
  3. Согласие массового учреждения принять на обучение ребенка с нарушенным слухом.
  4. Реальные возможности семьи оказывать ребенку необходимую постоянную помощь

Типичной особенностью речевого развития детей с недостатками слуха являются трудности овладения лексическим значением слова. Дети могут использовать слова не в том значении, в каком они употребляются в нашей обычной речи. Слабослышащий ребенок может смешивать лексические значения фонетически знакомых слов (лещ — клещи).

Специалисты отмечают и особенности понимания речи детьми с ограниченными возможностями здоровья. При восприятии устной речи у ребенка могут возникнуть трудности из-за неполного слышания и считывания с губ, и из-за определенных пробелов во владении языком. Но тут помогает и сама ситуация общения, ее вербальный компонент. А вот при чтении текста трудности понимания для глухого  ребенка многократно возрастают. Непонятные слова, фразеологические обороты, длинные предложения – все это усложняет понимание общего смысла текста.

Будущий ученик массовой школы, имеющий недостатки слуха, должен уметь рассказать о себе и своей семье. При общении с педагогом во время беседы является допустимым, когда ребенок переспрашивает или задает дополнительные вопросы. Инициативность в сочетании с умением «слушать и слышать» инструкцию учителя от начала и до конца является хорошим диагностическим признаком. Когда ребенок замкнут, молчалив, плаксив при непонимании вопроса или незнании на него ответа, это может свидетельствовать о высоком уровне тревожности, эмоциональной неустойчивости. К сожалению, у детей 6-7 лет, имеющих нарушения слуховой функции, редко наблюдается уровень социально-эмоционального развития, приближенный к возрастной норме.

Школьная жизнь требует от ребят эмоциональной устойчивости. Особенно сложно становится ученику с ограниченными возможностями здоровья, попадающему в новый коллектив слышащих детей. Между учащимися нередко возникают ссоры, обиды. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением, попросить помощи у взрослых.

Обо всем этом должны знать педагоги массовых школ, которые учат детей с нарушенным слухом. Даже дети с высоким уровнем речевого развития сталкиваются с серьезными речевыми проблемами, которые не всегда могут решить самостоятельно. Замечательно, если учитель массовой школы владеет дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями.

Алина КРУЧЕНИНА

Фото с сайтов boombob.ru,daypic.ru

 

 

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии:

Комментарии закрыты.