О фельдшерах и не только

Ярославский медицинский колледж сегодня.

Выставка «Начало медицинской профессии» открылась неделю назад в музее истории города Ярославля. Она посвящена 145-летию Ярославского медицинского колледжа. Что это за учебное  заведение и каких специалистов оно готовит, «Здоровью» рассказал научный сотрудник музея истории города, заслуженный врач РФ, член СЖР Борис ЛОЗИНСКИЙ.

Начало пути

В декабре 1872 года при губернской больнице была открыта фельдшерская школа Ярославского губернского земства. Первыми преподавателями стали врачи лечебного учреждения. За годы работы школа несколько раз меняла свое название, но суть оставалась одна и та же – подготовка квалифицированных кадров средних медицинских работников.

В первые годы развития земства на территории Ярославской губернии в каждом уездном городе открывались больницы, в которые жители обращались за медицинской помощью. Но вскоре стало ясно, что вследствие больших расстояний до лечебниц, многие пациенты не могли воспользоваться услугами врачей. Губернское земство предоставило уездным земствам право присылать за свой счет молодых людей в ярославскую губернскую больницу, где они могли обучаться фельдшерскому искусству под руководством местных врачей. Таким образом, было положено начало новому медицинскому сословию земских фельдшеров.

По истечении трех лет эти молодые люди, сдав установленный экзамен, отправлялись в уезд, где под руководством врачей заведовали амбулаторными пунктами. Однако практика последующих лет показала, что такие помощники врачей были не в состоянии удовлетворить всем требованиям. Поэтому встал вопрос об учреждении при губернской больнице учебного заведения, назначением которого стала бы подготовка молодых людей к фельдшерскому званию.

Первым, кто горячо взялся за это дело, был старший врач больницы Ярославского губернского земства доктор медицины Николай Васильевич Голосов. Уже в 1871 году он обратился в Ярославское губернское земское собрание с просьбой о выделении средств для устройства при больнице фельдшерской школы. Губернское земское собрание выделило 7000 рублей на постройку дома для фельдшерской школы. В конце 1872 года здание было подготовлено, и в декабре начался прием учащихся. 31 декабря того же года школу торжественно освятили. Первые учебные занятия начались с 7 января 1873 года и продолжались без перерыва до сентября 1873 года. С первого учебного года открылись сразу два класса. Во второй класс были зачислены те из молодых людей, кто уже обучался при больнице фельдшерскому искусству, в тот момент находился на учебе при больнице и являлся кандидатом на фельдшерское звание.

Устав фельдшерской школы был утвержден Министерством Внутренних Дел 20 июля 1872 года за № 1231. Штат воспитанников в первые годы насчитывал не более 24 человек, по 2 на каждый уезд и 4 человека для губернского земства. Они получали от губернского земства полное содержание. В школу принимались стипендиаты от земств других губерний с оплатой за каждого по 200 рублей в год и бесплатно вольноприходящие ученики. Число вольноприходящих и сторонних стипендиатов определялось управой.

Первые годы

В 1872 году на совещании врачей губернской больницы обсуждался вопрос о времени занятий и количестве часов по предметам во вновь открываемой школе. Планировалось проводить занятия с 9 часов утра до полудня. Что касалось предметов обучения и количества уроков в каждом классе, то принято следующее решение:

В первом классе читались: 1. Закон Божий (история Ветхого и Нового Завета) – 2 урока в неделю; 2. Русский язык – 3 урока; 3. Арифметика – 2 урока; 4. Латинский язык – 2 урока; 5. Анатомия – 2 урока.

Во втором классе: 1. Закон Божий – 2 урока; 2. Латинский язык – 1 урок; 3. Математика – 2 урока; 4. Малая хирургия и десмургия – 3 урока; 5. Фармация и фармакология с рецептурой – 3 урока; 6. Учение «о подаянии пособия в различных несчастных случаях (скорая помощь) и понятие гигиены – 1 урок.

Время между 10 и 11 часами предусматривалось, чтобы учащиеся 1 класса упражнялись в чтении и писании на русском и латинском языках. В это же время ученики 2 класса поочередно занимались приготовлением лекарств под контролем провизора, а так же изучением основ ухода за больными.

На втором курсе ученики обучались правилам вскрытия трупов, изучали их анатомию, приемы вскрытия трупов по судебно-медицинским правилам, ведению протоколов вскрытия.

Ученики 3 курса находились постоянно в больнице на практических занятиях по хирургии и по уходу за больными. Кроме того, при обходе старшего врача их обучали клинике наиболее распространенных болезней.

Опыт и требования времени показали, что первоначальная программа фельдшерской школы недостаточна. Уже в 1873 году в курс фельдшерской школы вводятся новые предметы: русская история, география, частная патология и терапия. Такое расширение программы повлекло за собой и увеличение курса в 3 классе. Было отведено больше места для теоретических занятий по предметам, а для усовершенствования в практических знаниях учрежден 4-й класс.

Продолжение следует.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии:

Комментарии закрыты.