Слово лечит, слово ранит

Главной целью программы Доступная среда является интеграция инвалидов с обществом, их активное участие в жизни.

Все чаще на улицах российских городов, в том числе и в нашем регионе, можно встретить людей, которые передвигаются на костылях и в колясках. Это – подтверждение реализации мероприятий в интересах инвалидов, в частности, программы «Доступная среда». Ее главной целью является интеграция инвалидов с обществом, их активное участие в жизни. Для этого разработаны мероприятия по приспособлению маломобильных групп населения к передвижению, обучению, общению. Однако большинство из нас не умеет и даже не знает – как правильно поговорить с человеком, который в силу трагических обстоятельств или болезни оказался инвалидом, чтобы не нарушить его права и достоинство.

Практические рекомендации по правильному общению с людьми, имеющими ограниченные возможности, чтобы не задеть их чувство собственного достоинства, разработали сотрудники Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Ярославской области «Красноперекопский психоневрологический интернат». О некоторых из них мы сегодня расскажем.

Принципиальное отношение

В Европе инвалидов называют «люди с повышенными потребностями», а в России – «с ограниченными возможностями». Во многом такая точка зрения обусловлена тем, что европейцы придерживаются Всемирной программы действий в отношении инвалидов, которая была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН еще в 1982 году. У нас же до сих пор многим близко убеждение советских времен: «В СССР инвалидов нет». Такие граждане не задумываются, что несчастье внезапно, и они сами в любой момент могут оказаться в группе людей с ограниченными возможностями здоровья.

Тем не менее, и в нашей стране больше внимания стали уделять конкретной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья. Так, в 2008 году РФ ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, а значит, готова к созданию условий, которые направлены на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав данной группы населения. Работа государства в этом направлении должна строиться в соответствии со следующими принципами:

  • не дискриминация,
  • вовлечение и включение в жизнь общества,
  • уважение особенностей инвалидов,
  • равенство возможностей,
  • доступность,
  • равенство мужчин и женщин,
  • уважение развивающихся способностей и права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

В статье 7 Конституции РФ предусмотрено положение о том, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, наряду с другими категориями лиц, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов прописаны положения, которые определяют принципы взаимодействия:

  • инвалидность – не физический дефект, а неспособность осуществлять ту или иную деятельность по данной причине, а также социальных условий, в которых проживает человек;
  • инвалиды – неоднородная группа. Заболевания и патологии создают различные социальные барьеры для людей с ограниченными возможностями;
  • создание доступной для инвалидов среды – это ответственность не только государства, но и общества;
  • важная задача государства состоит в ознакомлении населения своих стран с теми выгодами, которые могут получить отдельные лица и общество в результате вовлечения инвалидов во все сферы социальной, экономической и политической жизни;
  • приоритетны такие меры социальной помощи, которые предполагают включение инвалидов в общие, а не специализированные, социальные институты;
  • инвалиды, имея равные права, равны в своих обязанностях. Следовательно, люди с ограниченными возможностями должны быть максимально полно включены в активную жизнь общества;
  • в центре внимания должна находиться способности инвалидов, а не их неспособность.

Условия признания гражданина инвалидом:

  • нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • ограничение жизнедеятельности;
  • необходимость осуществления мер социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие лишь одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В Конвенции о правах инвалидов понятие инвалид сформулировано, как «устойчивые нарушения, или стойкие расстройства функций организма». В свою очередь «нарушения, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» можно соотнести с нарушением здоровья, «приводящим к ограничению жизнедеятельности», данному в российском законодательстве. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Основные категории жизнедеятельности человека

  1. Способность к самообслуживанию – человек может самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, а также выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены.
  2. Способность к самостоятельному передвижению – человек способен самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие при передвижении, в покое и при перемене положения тела. Он может пользоваться общественным транспортом.
  3. Способность к ориентации – человек адекватно воспринимает личность и окружающую обстановку, оценивает ситуации, а также определяет время и место нахождения.
  4. Способность к общению – человек может устанавливать контакты с людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации.
  5. Способность контролировать свое поведение – человек осознает себя и ведет в соответствии с социально-правовыми и морально-этическими нормами.
  6. Способность к обучению – гражданин может целенаправленно организовать деятельность по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни.
  7. Способность к трудовой деятельности – человек способен осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы.

Анна ПЕТРОВА

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии:

Комментарии закрыты.