Верный подход

Наклонитесь или присядьте, расположитесь рядом на стуле, чтобы оказаться на одном уровне с человеком в инвалидной коляске.

Как разговаривать с людьми, которые в силу тяжелых заболеваний лишены возможности обычного общения? Например, со слабослышащими или глухими, слепыми, заикающимися?

Стесняясь общения, мы не даем им и себе возможность узнать больше информации. Сотрудники Красноперекопского психоневрологического интерната города Ярославля на основании своего многолетнего опыта разработали рекомендации и правила общения с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Соблюдая их, можно сделать доступнее контакты между людьми и расширить пути социализации для инвалидов и адаптации их в обществе.

Общие рекомендации

  • Не спешите бросаться на помощь, сначала спросите разрешения. Люди с ограниченными возможностями здоровья, обычно, стараются быть максимально самостоятельными. Поэтому посторонняя помощь может быть воспринята ими как оскорбление и намерение лишний раз продемонстрировать ограниченные возможности. Таким образом, лучшие намерения способны вызвать раздражение.
  • При разговоре старайтесь расположиться так, чтобы глаза ваши и собеседника были на одном уровне.
  • При затруднении речи у собеседника, слушайте внимательно, не поправляя и не договаривая за него слова и фразы. Если не понимаете, что вам говорят, то лучше прямо сказать об этом, не притворяясь.
  • Когда встречаетесь со слепым или человеком с ослабленным зрением, обязательно первым назовите себя.
  • Привлечь внимание слабослышащего человека можно, помахав ему рукой или легонько похлопав по плечу.
  • Если не знаете, как поступить, спросите. Многие предпочтут ответить на вопрос.

Контакт с людьми, у которых есть задержки в развитии и проблемы в общении

  1. Используйте доступный для собеседника язык. Выражайтесь точно и по делу.
  2. Обращайтесь непосредственно к человеку.
  3. Говоря о задачах или проекте, рассказывайте человеку все подробно — «по шагам».
  4. Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии.
  5. Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же как и с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, что и в разговорах с обычными людьми.

Общение с человеком в инвалидной коляске

  • Вначале разговора поинтересуйтесь – не нужна ли собеседнику помощь.
  • При разговоре обращайтесь непосредственно к человеку.
  • Не облокачивайтесь и не опирайтесь на коляску, если только ее владелец не разрешил это сделать.
  • Наклонитесь или присядьте, расположитесь рядом на стуле, чтобы оказаться на одном уровне с коляской.
  • Если собеседник разрешил вам катить коляску, делайте это медленно, так как коляска быстро набирает скорость.

Люди с психическими нарушениями

  • Обращайтесь с такими людьми как с личностями.
  • Пациенты с психическими нарушениями могут выполнять множество обязанностей, которые требуют умения, навыков и способностей.
  • Такие люди нуждаются в наставничестве со стороны других.
  • Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения. Даже когда для этого есть основания.
  • Если человек с психическими нарушениями расстроен, спокойно спросите его – что сделать, чтобы ему помочь.

Люди с затруднениями речи

  1. Не игнорируйте людей, которым трудно говорить.
  2. Не перебивайте человека, который испытывает трудности в разговорной речи. Сами начинайте говорить, только окончательно убедившись, что собеседник окончил общение.
  3. Не притворяйтесь, если не поняли, что вам сказал собеседник.
  4. Не думайте, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может понять вас.
  5. Если при разговоре возникают проблемы, спросите – может быть, собеседник использует другой способ общения: напишет, напечатает.

Прямая речь

Полина ФЕДОРОВА, заместитель директора по организационно-методической работе:

– Обучение правилам контакта с инвалидами и пожилыми людьми повышает эффективность общения с ними, а также предоставления и доступности социальных услуг. Мы можем создать очень комфортные бытовые условия, но если не будет общения, наши подопечные будут чувствовать себя покинутыми и одинокими, поэтому мы пытаемся научить людей оптимальному общению с инвалидами и пожилыми людьми.

Люди с плохим зрением

  • Предложите свою руку.
  • Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит и его сопровождает помощник.
  • Всегда уточняйте, в каком виде собеседник хочет получить информацию – Брайль, крупный шрифт, аудиокассета.
  • Говорите нормальным голосом.
  • Если вы читаете для человека, с нарушениями зрения, сначала расскажите ему – о чем собираетесь читать.
  • Людей с нарушениями зрения нередко сопровождает собака-поводырь. С ней тоже надо уметь общаться, так как это не обычное домашнее животное, а помощник и защитник человека. Поэтому никогда не командуйте такой собакой, не трогайте ее и не играйте с ней.

Слабослышащие или глухие люди

  • Разговаривая с человеком, у которого снижен слух, смотрите прямо на него.
  • Существует много способов общения со слабослышащими людьми. Уточните у своего собеседника, какой именно он предпочитает.
  • Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если он не отреагировал, можно легонько тронуть собеседника за руку, плечо или помахать ему рукой.
  • Говорите ясно и ровно. Не надо излишне подчеркивать слова и фразы.
  • Если собеседник несколько раз просит повторить то, что вы сказали, попробуйте перефразировать свое предложение.

Справка «Здоровья»

ГБУ СО ЯО Красноперекопский психоневрологический интернат является дважды лауреатом областного конкурса, проводимого администрацией Ярославской области «За лучшую работу в области обеспечения качества» в 2003, 2007 годах. В 2009 году стал дипломантом в номинации «Лидер в области обеспечения качества». В 2016 году заместитель директора по организационно-методической работе Полина Федорова стала лауреатом престижной премии «Гармония», которая вручается за особые заслуги в сфере охраны психического здоровья.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии:

Комментарии закрыты.