Быть в постоянном поиске

Работник аптеки обязан проконсультировать покупателя о сраках годности лекарств.

Более 30 лет готовят специалистов на фармацевтическом факультете Ярославского государственного медицинского университета. Многие из его выпускников трудятся не только в нашей стране, но и за рубежом. Секретами подготовки профессионалов с нашим корреспондентом поделилась декан фармацевтического факультета, заведующая кафедрой управления и экономики фармации с курсом фармации ИПДО, доцент Лариса ЛАВРЕНТЬЕВА.

– Лариса Ивановна, расскажите каким должен быть фармацевт в ХХI веке?

– Прежде всего, хотелось бы отметить, что фармацевт – специалист со средним образованием и провизор – с высшим образованием, сегодня не только работник аптеки в традиционном понимании. Это и специалист в области производства лекарственных средств, и в области контроля качества, представитель фармацевтических компаний, руководитель, исследователь и еще многое-многое другое. В зависимости от места работы к фармацевтическому работнику ХХI века предъявляются различные требования.

Но, на мой взгляд, одно из главных качеств современного специалиста – не только глубокие профессиональные знания, но и стремление к постоянному обновлению и расширению этих знаний, развитию, совершенствованию, профессиональному росту. Таково требование времени.

– Каковы его основные функции?

– Они определяются конкретным местом работы. У работников аптек функции определены профессиональным стандартом и включают отпуск препаратов, а также других товаров аптечного ассортимента, обеспечение их хранения, информирование населения и медицинских работников, изготовление лекарств.

Поскольку работа в аптеке напрямую связана с заботой о здоровье людей, то для выполнения своих основных функций работник аптеки, безусловно, должен быть ответственным, внимательным, грамотным, честным. Общение с больными требует особого терпения, вежливости, сочувствия. В связи с этим приобретают особое значение такие качества как коммуникабельность и эмоциональная устойчивость.

– Что должен знать специалист, который прошел курс обучения на фармацевтическом факультете?

– Как я уже говорила, наши выпускники готовятся к работе в различных областях деятельности, поэтому спектр их знаний довольно широкий. Специалист формируется в процессе изучения гуманитарных дисциплин, таких как история, философия, биоэтика, психология; и общепрофессиональных предметов: физиология, патология, гигиена, микробиология, фармакология, фармацевтическая технология, управления и экономики фармации и др. Традиционно серьезные знания наши студенты получают в области химии.

– В последнее время очень популярно не ходить к врачу, а обращаться за советом по лечению к работникам аптечных учреждений. Каково ваше отношение к этому явлению?

– Следует иметь в виду, что лекарственные препараты, как и во всем мире, по условиям отпуска из аптек делятся на рецептурные и безрецептурные. Эту информацию всегда можно найти на упаковке и в инструкции по применению. Работник аптеки не имеет права назначать рецептурные лекарственные препараты! Для их выписки требуются постановка диагноза, опрос пациента, дополнительные исследования. А это может сделать только врач.

Работник аптеки имеет право рекомендовать только безрецептурные препараты. Важно подчеркнуть, что в отличие от врача, фармацевт не назначает, а рекомендует безрецептурные лекарства для применения в целях ответственного самолечения. Пациенту следует прочитать инструкцию по применению, строго следовать рекомендациям этой инструкции и фармацевта, хранить препараты в указанных условиях. Все лекарства, будучи употребленными по неверному назначению, в ненадлежащей дозировке и с нарушениями курса лечения, могут нанести ощутимый вред самочувствию и здоровью больного. При их приеме надо учитывать также возможность нежелательных индивидуальных реакций, в том числе аллергических. А также взаимодействие с компонентами пищи, другими попутно принимаемыми препаратами, алкоголем. Имеет значение и возраст пациента.

В тех случаях, когда самолечение не дает ожидаемых результатов, например, появляются новые тревожные симптомы, следует немедленно обратиться к врачу, а не идти вновь в аптеку.

– В прессе постоянно пишут о контрафактных лекарствах. Как готовите будущих фармацевтов к тому, что они могут столкнуться с поддельными препаратами? Что им необходимо знать?

– Вопросы безопасности, фальсификации, работы с контрафактными препаратами изучаются в рамках нескольких дисциплин. Студент должен отличать такие понятия, как контрафактное, недоброкачественное, фальсифицированное лекарственное средство. Он должен обеспечить соблюдение закона «О защите прав потребителей» в случае приобретения фальсифицированных, недоброкачественных товаров в аптеках. Будущие специалисты учатся применять на практике методы выявления контрафактных и фальсифицированных препаратов, работать с информацией о них. Кроме того строго соблюдать алгоритм действий: выявление сомнительного лекарства, его изъятие и помещение в карантинную зону – и документально оформлять эти операции. Помимо этого в процессе изучения различных дисциплин большое внимание мы уделяем вопросам обеспечения качества лекарственных средств на различных этапах их обращения – производства, хранения, перевозки и т.д.

– Раньше в обязанности работника аптеки входило изготовление лекарств по рецепту врача. В настоящее время фармацевтическая промышленность выпускает множество готовых форм. Есть ли сегодня необходимость в индивидуальном изготовлении лекарств?

– Потребность в индивидуально изготовленных лекарственных средствах по-прежнему сохраняется. Это обусловлено рядом факторов: возможностью подбора врачом состава и дозировки препарата с учетом возраста, веса, сопутствующих заболеваний пациента и др. А также отсутствием необходимости использования консервантов для обеспечения стабильности лекарственной формы, это относится к стерильным растворам для внутреннего употребления новорожденными. Помимо этого и возможностью быстрого удовлетворения потребности в лекарственных средствах при экстремальных ситуациях, национальными традициями российской медицины.

Препараты, произведенные фармацевтической промышленностью, не всегда могут полностью учитывать требования необходимой фармакотерапии. В России одной из основных категорий пациентов, предъявляющих особые требования к организации изготовления лекарственных препаратов, являются новорожденные дети.

Надо отметить, что в большинстве стран различных континентов аптеки продолжают заниматься изготовлением лекарственных препаратов, сохраняя классические традиции индивидуального подхода к лекарственному обеспечению. Это связано с персональными потребностями пациентов в лечении, которые обусловлены возрастом, медицинскими показаниями, индивидуальной предрасположенностью к факторам окружающей среды.

– Обязан ли фармацевт предупреждать пациента о сроке годности лекарства, изготовленного вручную?

– Информация о сроках годности данных препаратов в обязательном порядке содержится на этикетке, также как и для лекарств, изготовленных промышленно. В случае неясности, работник аптеки обязан проконсультировать пациента.

– Какие проблемы стоят перед сегодняшними специалистами и как их готовят в университете к решению сложных вопросов?

– Мы живем в эпоху стремительных изменений – на рынке труда, появляются новые технологии, развиваются глобальные тренды, совершаются открытия. Человек в течение жизни должен многократно к ним приспосабливаться. Знания отстают от преобразований, поэтому основной проблемой и задачей современного выпускника считаю – быть в постоянном поиске, стремиться к накоплению новых знаний, повышению своей компетентности в течение всей жизни.

Беседовала Елена МАРЬИНА

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии:

Комментарии закрыты.